Классификация и стандарты

Системы классификации масла

Выбирая правильное моторное масло, водитель транспортного средства должен учитывать как вязкость масла, так и сервисные требования к смазочным материалам для его автомобиля. Для того, чтобы облегчить выбор моторного масла, производители двигателей и нефтеперерабатывающие предприятия используют две взаимодополняющие системы классификации.

Классификация вязкости моторных масел общества автомобильных инженеров (SAE)

Самая первая попытка классифицировать или каким-либо способом идентифицировать моторные масла была сделана, когда появился первый автомобиль. Даже тогда было известно, что вязкость – это одна из наиболее важных характеристик масла. В зависимости от вязкости масла разделялись на три типа: маловязкие, средневязкие и тяжелые. Когда изобрели инструменты для более точного определения вязкости, Общество автомобильных инженеров (SAE) разработало систему классификации, основанную на таких измерениях. Эта система (Классификация вязкости моторных масел – SAE J300), которая по мере развития изменялась, в настоящее время насчитывает 11 отдельных классов или марок вязкости моторного масла: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W, SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60 (для трансмиссионных масел используются другие марки вязкости).

Классы вязкости SAE для моторных масел (SAE J300, Апрель 2013 г.)
Класс вязкости SAEМаксимальная вязкость (сП) при температуре (°C)Вязкость (сСт) при 100°CМинимальная вязкость при высокой скорости сдвига (сП) при 150°C и 106 c-1
проворачиванияпрокачиванияminmax
0W6200 при -3560000 при -403.8--
5W6600 при -3060000 при -353.8--
10W7000 при -2560000 при -304.1--
15W7000 при -2060000 при -255.6--
20W9500 при -1560000 при -205.6--
25W13000 при -1060000 при -159.3--
16--6.1< 8.22.3
20--6.9< 9.32.6
30--9.3< 12.52.9
40--12.5< 16.33.5 (0W-40, 5W-40, 10W-40)
40--12.5< 16.33.7 (15W-40, 20W-40, 25W-40, 40)
50--16.3< 21.93.7
60--21.9< 26.13.7

Буква «W», следующая за маркой вязкости SAE, расшифровывается как winter («зима») и означает, что масло подходит для использования при низких температурах. Масла, марка вязкости которых содержит букву «W», должны иметь подходящую вязкость, которая измеряется при соответствующих низких температурах. Те марки SAE, которые не содержат буквы «W», предназначены для использования при высоких температурах. Вязкость этих масел (SAE 20, 30, 40, 50 и 60) имеет ограничение и измеряется при 100 и 150˚С и высокой скорости сдвига.

Как уже было отмечено выше, изобретение различных присадок, повышающих индекс вязкости, привело к производству всесезонных масел. В Северной Америке эти масла (SAE 0W-30, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 и 20W-50) продаются уже десятки лет.

Всесезонные масла, например SAE 5W-30, SAE 10W-30 и т. д., широко распространены, так как они достаточно жидкие, чтобы обеспечивать легкое проворачивание при низких температурах, но и довольно густые, чтобы надёжно защищать двигатель при высоких.

Рекомендации производителей автомобильной техники по вязкости масла при проворачивании должны соблюдаться в любом случае. Однако основные требования, содержащиеся в руководствах для владельцев транспортных средств, следующие:

Руководство по классам вязкости SAE для моторных масел
Перепад температур окружающего
воздуха, °C
Класс SAE
Всесезонные классы SAE
от –40° до +40°0W-20, 0W-30
от –35° до +40°5W-20, 5W-30
от –30° до более +40°10W-30, 10W-40
от –25° до более +40°15W-40
от –20° до более +40°20W-50
Сезонные классы SAE
от –30° до +20°10W
от –20° до +30°20W
от –0° до более +40°30
от +5° до более +40°40
от +10° до более +40°50
Примечание
  1. Минимальные температуры окружающего воздуха, указанные выше, определяются для оборудования без средств облегчения запуска. Все дополнительные облегчающие пуск средства, в том числе обогреватели охлаждающей жидкости блока цилиндров, масляной ванны и аккумуляторной батареи, еще больше снижают минимальную температуру запуска.
  2. Температуры окружающего воздуха, указанные выше, должны рассматриваться только как рекомендации. Точный класс SAE, необходимый для вашего автомобиля, указана в Руководстве владельца транспортного средства.

Очень важно понимать, что система классификации марок вязкости SAE определяет только вязкость масел и ничего не говорит о его качестве или о том, как его применять.

Сервисная классификация моторных масел американского института нефти (API)

В 1970 году Американский институт нефти (API), Американское общество по испытаниям материалов (ASTM) и Общество автомобильных инженеров (SAE) в сотрудничестве разработали совершенно новую систему сервисной классификации моторных масел API. Она дает возможность определять и подбирать моторные масла на основе их рабочих характеристик и типа обслуживания, для которого они предназначены.

Нужно отметить, что Система сервисной классификации моторных масел API не имеет никакой связи с Системой классификации вязкости моторных масел SAE. Последняя используется только для определения марки вязкости моторного масла SAE. Обе необходимы для точного определения характеристик моторного масла, чтобы покупатель мог выбрать нужное масло, которое будет отвечать требованиям двигателя.

Система сервисной классификации моторных масел API в настоящее время содержит 25 классов обслуживания, которые перечислены в следующей таблице.

Система сервисной классификации моторных масел API
ОбозначениеКатегория APIОписание масла
SAУниверсальное обслуживание бензиновых и дизельных двигателей (устаревшая)Масло без добавок
SBЭксплуатация бензиновых двигателей с минимальной нагрузкой (устаревшая)Некоторые антиокислительные и противозадирные свойства
SCГарантийные требования к бензиновым двигателям 1964 года выпуска (устаревшая)Отвечает требованиям производителей автомобильной техники 1964–1967 годов
SDГарантийные требования к бензиновым двигателям 1968 года выпуска (устаревшая)Отвечает требованиям производителей автомобильной техники 1968–1971 годов
SEГарантийные требования к бензиновым двигателям 1972 года выпуска (устаревшая)Отвечает требованиям производителей автомобильной техники 1972–1979 годов
SFГарантийные требования к бензиновым двигателям 1980 года выпуска (устаревшая)Отвечает требованиям производителей автомобильной техники 1980–1988 годов
SGГарантийные требования к бензиновым двигателям 1989 года выпуска (устаревшая)Отвечает требованиям производителей автомобильной техники 1989–1993 годов
SHГарантийные требования к бензиновым двигателям 1994 года выпуска (устаревшая)Отвечает требованиям производителей автомобильной техники 1994–1996 годов
SJГарантийные требования к бензиновым двигателям 1997 года выпускаОтвечает требованиям производителей автомобильной техники 1997–2000 годов
SLГарантийные требования к бензиновым двигателям 2001 года выпускаОтвечает требованиям производителей автомобильной техники 2001 года и позднее
SMГарантийные требования к бензиновым двигателям 2004 года выпускаОтвечает требованиям производителей автомобильной техники 2004 года и позднее
SNГарантийные требования к бензиновым двигателям 2011 года выпускаОтвечает требованиям производителей автомобильной техники 2011 года
САОбслуживание двигателей, работающих на высококачественном топливе в легком режиме (устаревшая)Отвечает требованиям военной спецификации MIL-L-2104A (1954г.)
CBОбслуживание двигателей, работающих на топливе более низкого качества в умеренно тяжелом режиме (устаревшая)Отвечает требованиям военной спецификации MIL-L-2104A, но испытания проводились на топливе с большим содержанием серы (Прил. 1).
CCОбслуживание дизельного и бензинового двигателей, работающих в умеренно тяжелом или тяжелом режиме (устаревшая)Отвечает требованиям военной спецификации MIL-L-2104В (1964 г.)
CDОбслуживание дизельного двигателя, работающего в тяжелом режиме (устаревшая)Для среднескоростных дизельных двигателей с наддувом. Отвечает требованиям спецификаций MIL-L-2104C и Caterpillar Серия 3
CD-IIОбслуживание двухтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелом режиме (устаревшая)Отвечает сервисным требованиям API CD и имеет одобрение Detroit Diesel 6V53T
СЕОбслуживание дизельных двигателей с наддувом и турбонаддувом, работающих в тяжелом режиме и произведенных не ранее 1983 г. (отмененав 2010 г.)Отвечает сервисным требованиям API CD, а также имеет одобрения по спецификациям Mack E0-K/2 и Cummins NTC-400
CF (отменена в 2010 г.)Обслуживание дизельных двигателей с непрямым впрыском и других моделей дизельных двигателей, работающих на различных видах топлива, в том числе с повышенным содержанием серы (> 0,5%)Обеспечивает эффективную защиту от отложений, износа и коррозии поршневой системы в дизельных двигателях без наддува, с наддувом и турбонаддувом. Может заменять масла категории CD
CF-2Обслуживание двухтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелом режимеОбслуживание, типичное для двухтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелом режиме, для которых требуется надежная защита от износа и образования отложений. Может заменять масла категории CD-II
CF-4Обслуживание четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом, работающих в тяжелом режиме, особенно последних моделей (не ранее 1988 года) с пониженной токсичностью выхлопаОтвечает требованиям спецификации Caterpillar 1-K, а также имеет одобрения по спецификациям Mack EO-K/2 и Cummins NTC-400
CG-4Обслуживание четырехтактных дизельных двигателей, работающих на топливе с пониженным содержанием серы (от < 0,05% до < 0,5%) в тяжелом режиме, разработанных с учетом норм токсичности выхлопа 1994 годаОбеспечивает эффективную защиту от образования отложений на поршневой системе при высоких температурах, износа, коррозии, пенообразования, накопления сажи, а также обладает стабильностью к окислению. Может заменять масла категорий CD, CE, CF-4
СН-4Обслуживание высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, работающих на топливе с пониженным содержанием серы (от < 0,05% до < 0,5%), разработанных с учетом норм токсичности выхлопа 1998 годаОбеспечивает наилучшую защиту от образования отложений на поршневой системе при высоких температурах, износа, коррозии, пенообразования, накопления сажи, а также обладает стабильностью к окислению. Может заменять масла категорий CD, CE, CF-4 и CG-4
CI-4Представляет собой значительное увеличение качества по сравнению с категорией СН-4. Предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, работающих на топливе с пониженным содержанием серы (от < 0,05% до < 0,5%) в тяжелом режиме, разработанных с учетом норм токсичности выхлопа 2002 года и суровых условий эксплуатации, возникающих в результате использования систем рециркуляции отработавших газовОбладает более эффективными свойствами по сравнению с категорией СН-4, в частности повышенной стабильностью вязкости, защитой от сажеобразования и отложений в поршневой системе, стабильностью к окислению. Может заменять масла категорий CD, CE, CF-4, CG-4 и СН-4
CJ-4Для использования в высокооборотных четырехтактных дизельных двигателях, отвечающих последним требованиям по эмиссии выхлопных газов 2007 года. Данные масла составлены для использования в любом сочетании с любым дизельным топливом с содержанием серы до 500 ppm, или 0,05% от весаЭта новая категория специально разработана в соответствии со строгим законодательством по выбросам в окружающую среду и более суровыми условиями работы двигателей, оборудованных системами очистки выхлопных газов

Ниже мы даем более детальное описание каждой сервисной категории API, однако это всего лишь рекомендации по подбору моторных масел для значительно раз личающихся условий эксплуатации двигателей.

«S» – Системы искрового зажигания (бензиновые, пропановые, на сжиженном природном газе)

Описание стандартов от SA до SF не дается, так как они считаются устаревшими. Все действующие категории могут заменять масла этих устаревших классов.

SG для гарантийного обслуживания бензиновых двигателей 1989 года производства

Типовое обслуживание бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, начиная с 1989 года производства, работающих в соответ ствии с рекомендованными производителями оборудования правилами технического обслуживания (устаревшая).

SH для гарантийного обслуживания бензиновых двигателей 1994 года производства

Типовое обслуживание бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, начиная с 1994 года производства, работающих в соответствии с рекомендованными производителями оборудования правилами технического обслуживания. Масла, разработанные для такого обслуживания, обеспечивают посравнению с маслами предыдущих категорий повышенную защиту от отложений в двигателе, окисления и износа. Масла, отвечающие требованиям стандарта API SH, могут использоваться в том оборудовании, где рекомендуются категории API SG, SG/CC, SF, SF/CC и SE (устаревшая).

SJ для гарантийного обслуживания бензиновых двигателей 1997 года производства

Типовое обслуживание бензиновых двигателей легковых и спортивных автомобилей, фургонов и легких грузовиков, начиная с 1997 года производства, работающих в соответствии с рекомендованными производителями оборудования правилами технического обслуживания. Классификация SJ может использоваться в том оборудовании, где рекомендуются категория API SH и более ранние классы обслуживания.

SL для гарантийного обслуживания бензиновых двигателей 2000 года производства

Типовое обслуживание бензиновых двигателей легковых и спортивных автомобилей, фургонов и легких грузовиков, начиная с 1 июля 2001 года производства. В дополнение к общему повышению качества таких масел новый стандарт направлен в частности на снижение летучести масел, продление срока их службы, повышение топливной экономичности и совместимости с системами контроля токсичности выхлопа. Масла, соответствующие категории API SL, могут использоваться также в том оборудовании, где рекомендуются категория API SJ и более ранние классы обслуживания.

SM для гарантийного обслуживания бензиновых двигателей 2005 года производства

Типовое обслуживание бензиновых двигателей легковых и спортивных автомобилей, фургонов и легких грузовиков, начиная с декабря 2004 года производства. В дополнение к общему повышению качества таких масел новый стандарт направлен в частности на снижение летучести масел, продление срока их службы, повышение топливной экономичности и совместимости с системами контроля токсичности выхлопа. Масла, соответствующие категории API SM, могут использоваться также в том оборудовании, где рекомендуются категория API SL и более ранние классы обслуживания.

SN для гарантийного обслуживания бензиновых двигателей 2011 года производства

Типовое обслуживание бензиновых двигателей легковых и спортивных автомобилей и легковых грузовиков, начиная с 2011 г производства. Основное отличие нового стандарта в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также в комплексном ресурсосбережении (Resource Conserving) взамен устаревшего энергосбережения (Energy Conserving). Масла RC обеспечивают более надежную защиту выхлопной системы, совместимы с уплотнительными материалами и помогают защитить двигатель при работе на смесях с этанолом (вплоть до Е85).

Сервисная категория API SN для гарантийного обслуживания бензиновых двигателей 2011 г.

В октябре 2010 г. принята сервисная категория Американского института нефти API SN, содержащая требования к моторным маслам, которые поступят в продажу в 2011 г. Эти масла предназначены для традиционного обслуживания бензиновых двигателей современных и более ранних моделей легковых автомобилей, полноприводных универсалов, фургонов и малотоннажных грузовиков, осуществляемого в порядке, рекомендованном изготовителями таких транспортных средств. Владельцы и операторы этих автомобилей обязаны следовать рекомендациям автопроизводителей в отношении вязкости моторного масла и их спецификаций. Категория API SN, главным образом, нацелена на повышение стойкости состава масла и его совместимости с уплотняющими материалами по сравнению с API SM. В сочетании с ресурсосберегающими свойствами (о чём будет рассказано ниже) масла категории API SN помогают повысить экономию топлива, защитить системы очистки отработавших газов, турбонагнетатели и двигатели, в которых используются виды этанолсодержащие виды топлива (до марки Е85). Соответствующие категории API SN моторные масла могут применяться также там, где рекомендованы жидкости стандарта API SM и более ранних категорий S.

Классификация ресурсосберегающих масел для легковых автомобилей, полноприводных универсалов, фургонов и малотоннажных грузовиков

Классификация по ресурсосбережению для бензиновых двигателей легковых автомобилей, полноприводных универсалов, фургонов и малотоннажных грузовиков дополняет классификацию моторных масел. Ресурсосберегающие масла были разработаны для того, чтобы повысить экономию топлива, защитить узлы выхлопной системы и турбонагнетатели от отложений, а также помочь в защите двигателей, работающих на этанолсодержащих видах топлива (до марки Е85). Эксплуатационные требования для этой дополнительной классификации формально перечислены в стандарте API 1509 (Технический бюллетень от 17 июня 2010 г.).

Ресурсосберегающие свойства в сочетании с сервисной категорией API SN Моторные масла сервисной категории API SN, обозначенные как "ресурсосберегающие", предназначены для повышения экономии топлива и защиты узлов выхлопной системы легковых автомобилей, полноприводных универсалов, фургонов и лёгких грузовиков с бензиновыми двигателями. В сравнительных испытаниях по Последовательности VID эти масла продемонстрировали увеличение топливной экономичности (FEI) по сравнению с маслом-прототипом, соответствующее в процентном отношении значениям, указанным в следующей таблице. Более того, по результатам перечисленных тестов такие жидкости обеспечивают более эффективную защиту выхлопной системы и турбонагнетателя и помогают защитить двигатель при работе на этанолсодержащих видах топлива (вплоть до Е85). Многие из предыдущих категорий "S" обозначались как "энергосберегающие", однако это относилось только к экономии топлива. При обеспечении ресурсосберегающих свойств в сочетании с соответствием стандарту API SN основное внимание уделяется экономии топлива, защите выхлопной системы и турбонагнетателя, а также пригодности для применения вместе с этанолсодержащими топливными смесями вплоть до уровня Е85. На этикетках всех масел, результаты испытаний которых соответствуют указанным предельным значениям, и которые в надлежащем порядке прошли лицензирование в Американском нефтяном институте, в нижней части символа API разрешено добавлять надпись "Resource Conserving" (ресурсосберегающие). Однако размер экономии от снижения расхода топлива и других ресурсосберегающих свойств у каждого оператора, использующего маркированные как "ресурсосберегающие" моторные масла, будет отличаться в зависимости от типа транспортного средства и двигателя, переменных факторов процесса производства двигателя, технического состояния и порядка обслуживания двигателя, масла, которое использовалось ранее, условий эксплуатации и стиля вождения.

Основные эксплуатационные характеристики ресурсосбережения по сервисной категории API SN

«C» – системы воспламенения сжатием (дизельные двигатели) CA для обслуживания дизельных двигателей

Типовое обслуживание дизельных двигателей, работающих в умеренно тяжелом режиме на высококачественном топливе. Такая категория иногда включала в себя обслуживание бензиновых двигателей, работающих в легком режиме. Широко использовалась в конце 1940- и 1950-х годов (устаревшая).

CB для обслуживания дизельных двигателей

Типовое обслуживание дизельных двигателей, работающих в легком или умеренно тяжелом режиме, но на топливе более низкого качества, что вызывало необходимость в защите от износа и образования отложений. Производство масел такой категории началось в 1949 годов (устаревшая).

СС для обслуживания дизельных двигателей

Типовое обслуживание некоторых моделей дизельных двигателей без наддува, с наддувом и турбонаддувом, работающих в умеренно тяжелом либо тяжелом режиме на высококачественном топливе, а также ряда бензиновых двигателей, работающих в тяжелом режиме. Масла такой категории были разработаны для защиты от отложений при высоких температурах и коррозии подшипников в таких типах дизельных двигателей и низкотемпературных отложений в бензиновых двигателях. Введена в действие в 1961 г. (устаревшая).

CD для обслуживания дизельных двигателей

Типовое обслуживание некоторых моделей дизельных двигателей без наддува, с наддувом и турбонаддувом, где очень необходима эффективной защиты от износа и отложений, либо при использовании топлива различного качества, в том числе с повышенным содержанием серы. Масла такой категории стали производиться в 1955 г. и обеспечивали защиту от коррозии подшипников и высокотемпературных отложений в таких типах дизельных двигателей (устаревшая).

CD-II для обслуживания двухтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелом режиме

Типовое обслуживание двухтактных дизельных двигателей, требующих очень эффективную защиту от износа и образования отложений. Масла такой категории должны отвечать всем эксплуатационным требованиям сервисной категории API CD (устаревшая).

CE для обслуживания дизельных двигателей 1983 года производства

Типовое обслуживание некоторых моделей дизельных двигателей с наддувом и турбонаддувом, работающих в тяжелом режиме, произведенных, начиная с 1983 года и эксплуатируемых как при низких скоростях и высоких нагрузках, так и при высоких скоростях и больших нагрузках. Масла такой категории также должны отвечать требованиям сервисных категорий API CC и CD (устаревшая).

СF для обслуживания дизельных двигателей внедорожных автомобилей с непрямым впрыском 1994 года производства (отменена в 2010 году)

Сервисная категория API СF обозначает типовое обслуживание дизельных двигателей внедорожных автомобилей с непрямым впрыском и других типов дизельных двигателей, которые работают на различном топливе, в том числе и с повышенным содержанием серы, например более 0,5% от веса. Для таких двигателей, среди которых могут встречаться модели без наддува, с наддувом и с турбонаддувом, очень важна эффективная защита от образования отложений на поршневой системе, износа и коррозии подшипников из медных сплавов. Масла такой категории могут также использовать в том оборудовании, где рекомендуется класс обслуживания API CD.

CF-2 для обслуживания двухтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелом режиме

Сервисная категория API СF-2 обозначает типовое обслуживание двухтактных дизельных двигателей, требующих высокоэффективной защиты от задира на поверхности цилиндров и колец, а также отложений. Масла такой категории производятся с 1994 года и могут также использоваться в том оборудовании, где рекомендуется класс обслуживания API CD-II. Такие масла необязательно должны соответствовать требованиям CF или CF-4, за исключением тех случаев, если они не разработаны специально с учетом эксплуатационных требований таких категорий.

CF-4 для обслуживания дизельных двигателей 1991 года производства

Сервисная категория API СF-4 обозначает типовое обслуживание четырехтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелом режиме, в частности последних моделей, специально разработанных с пониженной токсичностью выхлопа. Такие двигатели обычно устанавливаются на шоссейном грузовом транспорте.

Масла API CF-4 превышают требования категории СЕ и могут использоваться взамен масел предыдущих категорий СС, CD и CE.

CG-4 для обслуживания работающих в тяжелом режиме дизельных двигателей 1994 года производства

Категория предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей как шоссейного, так и внедорожного транспорта, где используется топливо с содержанием серы от менее 0,05% до менее 0,5% по весу. Масла CG-4 обеспечивают надежную защиту от отложений в поршневой системе при высокой температуре, износа, коррозии, пенообразования, накопления сажи и окисления. Они особенно эффективны при использовании в двигателях, которые разработаны с учетом норм токсичности выхлопа 1994 года, и могут также применяться в том оборудовании, где требуется соответствие категориям CD, CE и CF-4.

CH-4 для обслуживания работающих в тяжелом режиме дизельных двигателей 1999 года производства

Категория предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей как шоссейного, так и внедорожного транспорта, где содержание серы в топливе может варьироваться от менее 0,05% до менее 0,5% по весу. Масла СН-4 обеспечивают наилучшую защиту от отложений в поршневой системе при высокой температуре, износа, коррозии, пенообразования, накопления сажи и окисления. Такие масла были специально разработаны для двигателей, производящихся в соответствии с нормами Агентства по охране окружающей среды 1998 года, и могут также применяться в том оборудовании, где требуется соответствие категориям API CD, CE, CF-4 и CG-4. Производство моторных масел такого класса обслуживания началось в 1999 году.

CI-4 (CI-4 Plus) для обслуживания работающих в тяжелом режиме дизельных двигателей 2002 года производства

Предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей как шоссейного, так и внедорожного транспорта, где содержание серы в топливе может варьироваться от менее 0,05% до менее 0,5% по весу. Новая категория разработана согласно жестким экологическим нормам и с учетом жестких условий эксплуатации, вызванных оборудованием двигателей системами рециркуляции отработавших газов (EGR). Масла, предназначенные для этого класса обслуживания, уже производятся компанией Petro-Canada и могут также применяться в том оборудовании, где требуется соответствие категориям API CD, CE, CF-4, CG-4 и СН-4.

CJ-4 для обслуживания работающих в тяжелом режиме дизельных двигателей 2007 года производства

Категория предназначена для высокооборотных четырехтактных дизельных двигателей, проектируемых в соответствии с нормами по токсичности отработавших газов для шоссейного транспорта 2007 года производства и ранее. Эти масла специально составлены для применения во всех двигателях, работающих на дизельном топливе с содержанием серы до 500 ppm (0,05% от массы). Однако, применение таких масел в двигателях, работающих на дизельном топливе с содержанием серы более 15 ppm (0,0015% от массы), может сократить срок службы систем очистки выхлопных газов и/или интервал замены масла.

Классификация моторных масел европейской ассоциации конструктов автомобилей (ACEA)

Членами АСЕА являются следующие компании: BMW Group, DAF Trucks, Daimler, FIAT, Ford of Europe, General Motors Europe, Jaguar Land Rover, MAN Nutzfahrzeuge, Porsche, PSA Peugeot Citroën, Renault, Scania, Toyota Motor Europe, Volkswagen,Volvo.

Европейская ассоциация производителей автомобилей (АСЕА) с конца 2008 года ввела новую классификацию моторных масел, существенно отличающуюся от предыдущей.

Смазочные материалы для автомобилей, коммерческой и строительной техники

Главные отличия:

  • прежние классы А (масла для бензиновых двигателей) и В (масла для дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов) объединены в один новый класс А/В, который распространяется на универсальные масла, предназначенные для применения во всех названных двигателях (A1/B1-10, A3/B3-10, A3/B4-10, A5/B5-10);
  • введен новый класс С на масла, совместимые с катализато рами отработавших газов и сажевыми фильтрами (С1-10, С2-10, С3-10, С4-10);
  • из класса Е (масла для тяжелых грузовиков и техники) исключены две категории Е2-96, выпуск 5, Е4-99, выпуск 3) и введены три новые (Е6, Е7, E9). В значительной мере обновление классификации АСЕА обусловлено введением в 2005 году новых ужесточенных требований Euro-4 по токсичности отработавших газов и необходимостью обеспечения длительной работы агрегатов, их экологичности. Классификация ACЕA 2008 года подразделяет масла на 12 категорий. Описание основных характеристик и назначение масла каждой категории представлено в таблице.
Описание классов и категорий
Обозначение классаОписание
A5/B5Остающиеся в своем классе вязкости (SAE) моторные масла, предназначенные для применения в бензиновых и дизельных двигателях легковых транспортных средств, минивэнов и легких грузовиков, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких, с высокой температурой и высокой скоростью сдвига от 2,9 до 3,5 мПа·с. Предназначены для использования с увеличенными интервалами замены. Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации.
С1Остающиеся в своем классе вязкости (SAE) стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
С2Остающиеся в своем классе вязкости (SAE) стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации.
С3Остающиеся в своем классе вязкости (SAE) стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов.
C4Остающиеся в своем классе вязкости (SAE) стойкие к механической деструкции моторные масла, совместимые с нейтрализаторами отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами (DPF) и трехкомпонентными катализаторами (TWC), для которых требуются масла low SAPS (с низким содержанием серы, фосфора, сульфатной золы) и с требованиями к высокотемпературной вязкости, ограниченными минимальным значением 3,5 мПа.с Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации.
Е4Остающиеся в своем классе вязкости (SAE) стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей. Применимы для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов азота и при отсутствии сажевых фильтров. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации.
Е6Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей. Применимы при наличии или отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов азота. Масла данной категории следует применять в сочетании с малосернистым дизельным топливом.
Е7Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей. Обладают высокими противоизносными свойствами, стойкостью к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свойства масла. Применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, имеющих рециркуляцию отработанных газов и систему катализаторов снижения уровня оксидов азота.
E9Остающиеся в своем классе вязкости (SAE) стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей. Обладают высокими противоизносными свойствами, стойкостью к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свойства масла. Применимы в автомобилях с сажевыми фильтрами и в большинстве двигателей, имеющих рециркуляцию отработанных газов и систему катализаторов снижения уровня оксидов азота. Масла данной категории следует применять в сочетании с малосернистым дизельным топливом.

Ресурсосбережение (RC) в сочетании с сервисной категорией API SN

Моторные масла сервисной категории API SN, маркированные Resource Concerving, разработаны взамен устаревшего энергосбережения (Energy Conserving). Масла RC обеспечивают более надежную защиту выхлопной системы, совместимы с уплотнительными материалами и помогают защитить двигатель при работе на смесях с этанолом (вплоть до Е85).

Знак классификации API

Для единой маркировки и облегчения выбора покупателями моторного масла, соответствующего рекомендациям производителей транспортных средств, Подкомитет по смазочным материалам Американского института нефти создал знак классификации API SN, который показан на рисунке. Этот символ используется для указания на упаковке сервисной категории или категорий API SN (в верхней части знака), марки вязкости SAE (в центре) и маркировки Resource Conserving (в нижней части), если продукт обладает такими свойствами. Маркировка Resource Conserving не применяется к смазочным материалам для работающих в тяжелом режиме дизельных двигателей. Данный знак содержит все соответствующие данные о продукте, необходимые покупателю, объединенные вместе и показанные ясным и доступным образом.

Символ сертификации по стандартам ILSAC

Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) также имеет свой знак маркировки, обычно называемый «звездочкой» (the Starburst).

Этот символ дает возможность быстро определить, соответствует ли моторное масло гарантийным требованиям Chrysler (бывший DaimlerChrysler), Ford и General Motors, а также японских производителей транспортных средств. Последняя спецификация Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов носит название ILSAC GF-5. Символ «Звездочка» API наносится только на упаковки масел 0W-XX, 5W-XX и 10W-XX, которые соответствуют не только спецификации GF-5, но также API SN и классификации по ресурсосбережению.

Такой знак должен быть расположен на передней части упаковки.

DEXOS 1

Международная спецификация корпорации GM для бензиновых двигателей. Заменяет спецификации GM 6094M и GM-LL-025A. Данная спецификация особое внимание уделяет трем проблемам: повышению топливной экономичности, продлению срока службы двигателя, минимизации количества замен масла.

DEXOS 2

Международная спецификация корпорации GM для всех бензиновых и дизельных двигателей с дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и с увеличенными интервалами замены в Европе с 2010 года (30 000 км или раз в год). Заменяет спецификации GM-LL-A-025/ В-025. Масла, соответствующие Dexos 2, относятся к классу малозольных масел (ACEA C3), имеют HTHS (>3,5) и сочетаются с допусками MB 225.51 и BMW Longlife 04. Отличительными особенностями допуска являются требования по повышенному сопротивлению аэрации масла (попадание в среду масла пузырьков воздуха).