Texaco
09.07.2015

Интервью технического директора компании «Старлюб» Сергея Воробьёва для журнала «Автопарк».

Обтекание

1. Как оценивает производитель запас прочности своих премиальных продуктов - моторных масел c увеличенным интервалом замены?

Современное развитие техники предусматривает постоянный поиск и внедрение новых конструктивных решений в автомобилестроение. Увеличение мощности, при сокращении объема двигателя - как следствие уменьшение объема масляного картера, ужесточение экологических норм - как следствие уменьшение объема пакета присадок (моюще-диспергирующих, антиокислительных, противоизносных и т.д.) - приводит к увеличению нагрузки на одну из важнейших деталей двигателя: моторное масло.

Рекомендации по увеличению интервалов замены, зачастую уже носят не рекомендательный характер, а добровольно-принудительный (в некоторых странах Европы), ввиду того, что это один из многих аспектов борьбы за экологию. Меньше отработанного масла - меньше затрат на переработку и утилизацию, с учетом неизбежных потерь в процессе эксплуатации и сборе отработки, конечно.

Все эти факторы накладывают на нас, производителей масел, дополнительные требования к качеству производства. Процесс создания высококачественных масел не прост, при их создании мы учитываем не только технологические и экологические аспекты, но и специальные требования автопроизводителей.

Колыбелью качественного масла, конечно же, является база.

Последние тенденции автопроизводителей и требований экологов, такие как переход техники на энергосберегающие масла xW-30, появление xW-20 и даже хW-16 в скором будущем в виде новых спецификаций API PC-11 для моторных масел тяжелого коммерческого транспорта и ILSAC GF-6 для двигателей легковых автомобилей намеченных на 2016 год - явно указывают, что требования к качеству производимых базовых масел, как основы моторных масел - должны ужесточиться.

Качество смазочных материалов Texaco достигается благодаря тому, что весь процесс производства масел - от добычи нефти, её переработки, производства присадок и до разлива в тару - происходит под контролем одной корпорации. Чтобы наши продукты соответствовали высоким требованиям ведущих мировых производителей, компания Texaco (европейский бренд Chevron) создает сверхчистые базовые масла II и III групп API (классификация Американского Института Нефти) по собственной трехступенчатой технологии гидроочистки ISOSYN, включающей процессы полной деизопарафинизации и гидрофинишинга, а дочерняя компания Chevron Oronite, в постоянном тесном контакте с автопроизводителями разрабатывает, тестирует и производит присадки, для того, чтобы наши масла имели достаточный запас по качеству, в том числе при эксплуатации с продленными интервалами замены.

Устранив все негативные примеси (ароматические, серные и т.д.) из базового масла, можно приступать к подбору пакета присадок и затем к созданию товарного продукта. Этот процесс невозможен без прямого взаимодействия с автопроизводителями, в который входит множество стендовых и ходовых испытаний. При создании продукта необходимо одновременно учесть множество условий одновременно, вот некоторые из них:

  • удлиненные интервалы тех.обслуживания, под которые необходима разработка сверхчистых и как следствие стабильных длительное время к окислению масел, а также специального пакета присадок;
  • требуемую производителем техники вязкость, т.к. снижение последней существенно влияет на экономию топлива, но при этом так же необходимо соблюсти требование к стабильности вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига;
  • стандартные масла или с пониженным содержанием активных элементов пакета присадок (LowSAPS) для продления ресурса различных каталитических систем нейтрализации.

Главенствующими группами на данный момент являются (в порядке ужесточения предъявляемых требований): ACEA (членами данной организации являются все ведущие автопроизводители Европы) E4, E7 и API CI-4, для техники эксплуатируемой при нестабильном качестве дизельного топлива и категорий ACEA Е9, Е6, API CJ-4, для качественных топлив с низким содержанием серы и с учетом удлиненных интервалов тех.обслуживания и высочайших экологических требований.

В России с удлиненными интервалами тех. обслуживания следует быть внимательным, здесь существует множество подводных камней. Европейская система удлиненных интервалов замены ориентирована, прежде всего, на Европейские условия эксплуатации, и под эти требования подходят малозольные (LowSAPS) и соответствующие классу CJ-4 API моторные масла. Что это означает на самом деле? LowSAPS – это масла с пониженным (low) содержанием сульфатной золы (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus), серы (Sulphur) примерно на 1/3 в сравнении со «стандартными» маслами.

Меньшее количество присадки, казалось бы, сулит меньшее количество отложений из-за масла и продление жизни системам нейтрализации, но как быть с отложения углеводородного топлива? Одним из свойств масел является моющее-диспергируещее, которое означает, что масло, во-первых: обязано поддерживать чистоту в двигателе в процессе работы (чистота двигателя очень важный параметр работоспособности двигателя, чистый маслоприемник и каналы подачи – гарантия бесперебойного поступления масла под необходимым давлением в достаточном количестве, а достижение зон трения должно быть максимально быстрым, ведь это означает защиту двигателя уже с первых мгновений запуска двигателя), а во-вторых: удерживать растворенные отложения в себе, вплоть до замены.

Выходит нестыковка, пакет присадок предписывается уменьшить, а вот его эффективность необходимо оставить на прежнем уровне или даже повысить.

Возьмем другой пример - систему EGR (Exhaust Gas Recirculation, что в переводе «рециркуляция отработавших газов») которая есть в каждом современном автомобиле, ее цель - снизить температуру в камере сгорания, что положительно влияет на количество образований оксидов азота (при сгорании дизельного топлива) и как следствие на экологический фон. Но, для масел система имеет несколько негативных моментов, во-первых: часть оксидов углеводородов и азота, повторно подаваемых в камеру сгорания – усиливают окислительную нагрузку на масло, а система EGR в целом – влияет на температурный баланс двигателя – увеличивая температурную нагрузку на масло.

2. Какие факторы в России (климат, топливо, дороги) на ваш взгляд особенно влияют на ресурс моторного масла?

Россия, как известно, - родина слонов. И хотя последние годы указывают на положительные сдвиги, в подтягивании производимых в России топлив на Европейский уровень, проблема все еще далека от разрешения, но дело сдвинулось! В этой связи нам особенно приятно представлять Texaco на Российском рынке зная, что компания Chevron активно сотрудничает с отечественной наукой и крупнейшими нефтеперерабатывающими компаниями.

Топливо, как известно, всегда образует продукты сгорания – это золы, смолы, сернистые и азотные соединения и т.п. И чем ниже качество топлива, тем больше образуется количеств этих нежелательных продуктов. Вы будете правы, если скажете, что масло и призвано с ними бороться, как минимум противодействовать окислению и удалять отложения из двигателя, но расплата – сокращение ресурса масла. Добавьте сюда тяжелые условия работы, к которым относятся:

  • городской движение при сильной запыленности окружающего воздуха, т.к. частички кремния вызывают абразивный износ, при этом счет на потребление воздуха современными двигателями идет на сотни литров в час. Частицы попадают в двигатель даже при полностью исправном фильтре, а что если он загрязнен или имеется сторонний подсос воздуха?;
  • эксплуатация техники с длительными периодами работы двигателя на холостом ходу и поездками на небольшие расстояния, в особенности при низких температурах окружающего воздуха, т.к. воздух всегда содержит влагу. В остывающем двигателе начинается процесс конденсации влаги. Достаньте бутылку из морозильника - она тут же покроется капельками воды, тоже характерно и для двигателя, при этом вода выступает не только окислителем, способствует образованию пены, а так же снижает несущую способность масляной пленки. Это накладывает дополнительные требования на производителя по производству базового масла и пакету функциональных присадок;
  • движение в режиме старт-стоп, характерного ранее для городского цикла, а теперь это не редкое явление и на трассах. На холостом ходу давление в масляной системе существенно ниже, охлаждение хуже, ввиду того что масло и антифриз циркулируют с меньшей скоростью и меньшей эффективностью, нарушается тепловой баланс, а это еще больше увеличивает нагрузку на масло, вызывая его преждевременное старение.
  • перегруз и буксировка, как следствие увеличение механической и термической нагрузки на масла;
  • Попадание топлива в масляный картер, ввиду неполного сгорания при обогащенной смеси – характерной для прогрева двигателя, в особенности зимой. Или попадание топлива через зазор в процессы работы компрессионные кольца / стенка цилиндра, что очень характерно для двигателей с существенным пробегом, или нарушение в системе питания, к примеру закоксовывание форсунок и как следствие нарушение формы факела и изменение количества подаваемого топлива;

Вот и выходит, что масло, в прямом смысле, работает в окружении врагов. Именно поэтому к выбору одной из важнейших деталей вашей техники – масла, стоит подойти со всей серьезностью. Никто и ничто не будет защищать ваш двигатель, а в итоге - ваш кошелек, кроме качественного масла.

3. Смогут ли усовершенствованные составы масел сохранить увеличенные интервалы замены при их использовании в двигателях старых выпусков?

Конечно же, двигатель двигателю – рознь. Необходимо учитывать множественные факторы и особенности конструкции, например - тепловой режим или зазоры в узлах. Для одного двигателя – толщина пленки достаточная для того чтобы считать трение гидродинамическим, т.е. наиболее благоприятным, для другого – такая толщина уже близка к граничному, опасному.

Компрессионные и маслосъемное кольца одного двигателя имеет малый зазор, а другого – больший, а значит, существует большая вероятность, что во втором двигателе масло окислится быстрее ввиду прорыва серных и азотных продуктов сгорания в масло, или даже произойдет разжижение масла дизельным топливом, в случае переобогащения смеси при возникновении неисправности в системе питания. Снижение вязкости масла повлечет нарушение режима смазки подшипников коленвала, далее к перегреву и возможно к задирам.

Конечно, это страшилка. Но стоит ли зарекаться?

Установленные интервалы замены вообще имеют вид средней температуры по больнице, а увеличенные интервалы еще более тонкая материя, требующая научно обоснованного подхода. Однозначно стоит отметить, что с маслами LowSAPS в двигателях старых моделей следует быть аккуратнее, равно как и энерго- и ресурсосберегающими маслами xW-20/30 предназначенных для современных двигателей.

Выходом из положения может явиться мониторинг состояния масла, совместно с разумной оценкой влияния негативных факторов описанных ранее.

4. Может ли служить верным ориентиром для корректировки сроков замены масла его лабораторный анализ, насколько оправдан такой подход в условиях небольшого транспортного предприятия или крупного автопарка?

Вне всяких сомнений. Лабораторный анализ масла – подобен анализу крови. Базируясь на данных анализа можно составить технически обоснованное решение, как о продленном интервале замены масла, так и о состоянии системы в целом.

Приведу несколько коротких примеров:

  • сравнивая температуру вспышки свежего масла и отработанного самое важное, можно сделать предположение о появлении легкой фракции в масле. Спросите откуда она там взялась? Топливо «помогло». Попадание топлива может служить сигналом неисправностей систем зажигания, подачи топлива или чрезмерного износа цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).
  • анализ щелочного числа прямо характеризует запас моющих свойств. Как уже говорил ранее, масло не только моет, но и удерживает отложения. Согласитесь, знать «работоспособность» масла весьма полезно. Сюда же можно отнести тест на выработку ресурса пакета присадок. Суть его заключается в том, чтобы оценить соединения входящие в состав пакета, таких как: кальция, магния, цинка, фосфора, молибдена и т.д.
  • Крайне важным показателем является определение продуктов износа - металлов, из которых изготовлены детали двигателя. К примеру: принято считать, что присутствие железа с хромом и алюминием указывает на износ поршневых колец, самих поршней и цилиндров. Это верно, но следует учитывать, что производители двигателей не редко меняются состав в парах трения: к примеру алюминиевый поршень может быть покрыт тонким слоем железа, как и сам цилиндр. Так же, разные двигатели имеют разную металлоемкость и как следствие разное количественное содержание продуктов износа. Обсуждение и выдача рекомендаций как по состоянию масла так и ресурсу техники не простой процесс, в особенности для владельца не имеющего отношения к техническим наукам. Именно поэтому, единственный авторизованный дистрибьютор Texaco в России ООО «Старлюб» организовал собственную службу технической поддержки и запустил программу мониторинга StarLubeTEST. Программа основана на требованиях технической документации автопроизводителей, взаимодействии с представительствами, сервисными компаниями и нашем собственном опыте. Чем программа может помочь владельцу техники:
    • Подтвердить качественную работу масла на конкретном двигателе
    • Технически обосновано увеличить интервалы замены масел и антифризов
    • Прогнозировать сроки ремонта узлов и агрегатов оборудования по фактическому состоянию, как следствие запланировать и снизить затраты на техническое обслуживание.