ДУБАИ, ОАЭ – По словам эксперта Джаапа Калькмана, несмотря на неопределенность в отношении цен на сырую нефть, рынок базовых масел наоборот внушает оптимизм.
Джаап Калькман является управляющим партнером Отдела глобальной энергетики и энергоносителей компании «Arthur D. Little». В прошлом месяце он выступил с речью на XII Международной конференции ICIS[1] по базовым маслам и смазкам стран Ближнего Востока.
Напомним, что в 2013 году средняя цена на нефть во всем мире составляла 110$/баррель, в 2014 году – 99$/баррель, а в этом году она едва ли превысила 50$/баррель. По словам Калькмана, осенью 2015 года произошел сдвиг доходов –экспортеры нефти, такие как страны Ближнего Востока, уступили 1 триллион долларов США в год развивающимся странам-импортерам нефти, в том числе Китаю и Индии, а также развитым европейским странам. Массовый сдвиг доходов приведет к повышению валового внутреннего продукта, что положительно отразится на производстве базовых масел, в частности, масел, которые относятся к группам II и III.
«Западная Европа является самым быстроразвивающимся автомобильным рынком в мире. Его рост с начала года на сегодняшний день составляет 8%», – отметил эксперт. По его прогнозам, объем продаж автомобилей в регионе достигнет 13 миллионов единиц к концу года, в то время как за предыдущие три года эта цифра не превысила 12 миллионов. В результате роста ВВП увеличится покупательская способность и вырастет объем продаж автомобилей, что, в свою очередь, положительно скажется на отрасли смазочных материалов.
Тем не менее не только автомобильный рынок выиграет от снижения цен на нефть, но и вся транспортная отрасль. Удешевление топлива приведет к увеличению пробега, а, следовательно, и к росту потребления смазочных материалов. В результате увеличатся объемы производства базовых масел всех групп API.
Такие транспортные отрасли, как авиация и коммерческие автомобильные перевозки также станут наращивать обороты. Удивительно, но Калькман утверждает, что объем экспорта масел группы I из Европы может вырасти, так как в развивающихся странах отмечается увеличение количества автомобилей. «Закрытие заводов, которое было запланировано ранее, скорее всего, будет отложено, поскольку возрастает потребность в маслах группы I», – сказал он.
Сейчас рынок базовых масел перенасыщен, и проблема вряд ли решится в ближайшее время. «Это не значит, что поводов для оптимизма нет, так как рынок базовых масел довольно сложный, и у масел, которые относятся к группам I, II и III, разные перспективы», – заявил Калькман. Однако по его словам, для базовых масел группы I, производимых в Европе, прогноз неутешительный. «Рынок меняется по очень хорошей причине – рост продаж приходится на масла группы II и III, а также синтетические продукты».
Эта тенденция является благоприятным знаком для стран Ближнего Востока, которые заявляют о наращивании производственных мощностей. Нефтеперерабатывающая компания «Luberef» из Саудовской Аравии планирует в следующем году расширяться и начать производство базовых масел группы II, а компания «TAKREER» из ОАЭ заявила о запуске производства масел группы II и III к концу года. Основной причиной для стремления ближневосточных стран стать центром производства базовых масел являются предлагаемые налоговые льготы, низкие трудозатраты и наличие дешевой энергии. По словам Калькмана, это большое преимущество для региона, ведь показатель издержек себестоимости для Ближнего Востока составляет от $100 до $300 за тонну по сравнению с конкурентами из Европы и Азии.
Некоторые производители, в том числе «Chevron», «Shell», «Hyundai», «Repsol» и «SK Lubricants», были сосредоточены на создании заводов, которые производят базовые масла более высокого класса. По словам Калькмана, интерес к маслам с более высокими техническими характеристиками был спровоцирован надзорными органами, производителями оригинального оборудования, а также производителями смазочных материалов, целью которых является получение более высокой прибыли и дифференциация продукции. Прибыль по базовым маслам, относящимся к группе III, была значительно выше, чем прибыль по маслам группы I и II, однако, в последнее время отметился рост прибыли по всем группам масел.
Калькман также отметил, что современные технологии позволяют нефтяным компаниям добывать больше нефти: «В среднем из нефтяной скважины можно извлечь от 50 до 60% нефти, следовательно, большинство заброшенных скважин все еще содержит 40% нефти. Ожидается, что благодаря новым технологиям в ближайшие пару десятилетий из заброшенных скважин можно будет извлечь еще 10-20% нефти».[1] ICIS (International Chemical Information Services) - Ведущая мировая служба по ценовым отчетам мировой химической промышленности